Меню
Дополненная реальность: учеба или развлечение

Дополненная реальность: учеба или развлечение

Дополненная реальность: учеба или развлечение

С распространением виртуальной реальности люди захотели перенести часть этого нового безграничного мира в реальность. AR или augmented reality в переводе с английского — “расширенная реальность”, реальное, совмещенное с виртуальным. Дополняют окружающий мир 3D объектами с помощью компьютерных программ и приложений для мобильных устройств, крупнейшие компании и стартапы ведут разработки очков и гарнитур для дополнения реальности — Project Glass от Google, Microsoft HoloLens и т.д.

Условно можно разделить технологии дополненной реальности на три типа:

  1. Маркерный или «бумажный» AR, в котором условием для возникновения дополнительных объектов на экране телефона или другого гаджета является наличие в кадре специального изображения — маркера. Приложение распознает маркер и выводит соответствующий виртуальный объект на экран.
  2. Геопозиционный AR — условие возникновения дополнительных объектов — наведение камеры телефона на точку с определенными координатами в пространстве (именно эта технология использовалась в популярной игре PokemonGo).
У обеих технологий есть и свои ограничения. Так, маркерный AR работает только при наведении камеры на специальное изображение-маркер, а геопозиционный AR обладает сравнительно низкой точностью и применяется только на открытом пространстве. Однако, совсем недавно появился третий тип — Apple AR. 5 июня 2017 года компания Apple представила свою технологию дополненной реальности.

Apple AR умеет распознавать объекты в реальном мире с помощью нового ARkit и использовать их для позиционирования дополнительной графики. Эксперты по всему миру отмечают, что за этой новой технологией последует множество новых проектов.
В дальнейшем развитие технологии предсказать сложно, однако, у экспертов есть видение будущего AR. Журналист Forbes Чарли Финк отмечает интерес к AR/VR у многих крупных компаний-разработчиков, а значит — устойчивое развитие технологий. Так, через 10 лет каждый ноутбук и телефон будет поддерживать AR и VR — предсказывает журналист.

“Экран мобильника — довольно узкое окно в мир AR, а очки VR дорогие и немобильные. Расширят возможности AR дешевые прозрачные ЖК экраны, чтобы получить полностью интерактивное пространство и получить дополненную реальность без девайсов на голове или в руке. Также жду появления технологий пространственной голографии, как в фантастических фильмах”, — заглядывает в будущее Максим Костерин, редактор канала Robotics в Телеграме.

AR в образовании и просвещении

Технологии дополненной реальности быстро нашли применение в сфере развлечений. Вряд ли можно найти человека, который не слышал о том же PokemonGo. Популярные приложения Instagram и SnapChat задали моду на “собачьи” или “заячьи” ушки и носы — приложение как бы дорисовывает человеку на экране нарисованные, двигающиеся “части тела”.

Новые технологии, тем более если они так захватывают внимание, постепенно перемещаются и в сферу просвещения и образования. За рубежом уже несколько лет существуют такие крупные проекты — в Музее естествознания Лондона можно самостоятельно совершить экскурсию или узнать подробности о картинах Рубенса в музее Антверпена.

antverpen_museum.jpg

В России и в ближнем зарубежье тоже есть музеи с виртуальными экспонатами и экскурсиями, дополняющими настоящее. Правда, AR в большинстве отечественных проектов — статичный. “Это когда пользователь просто просматривает заранее заложенную в маркер картинку, текст или анимационный ролик. Также существует интерактивный AR — с помощью этой технологии пользователь взаимодействует с объектом дополненной реальности”, — объясняет Олег Сидоров, глава хайтек-агентства Remagic.studio, специализирующегося на AR.

Такие приложения, например, Artefact для музея им. А.С. Пушкина или Твой МАММ по сути дают текстовую информацию, но чуть больше, чем написано на табличке под экспонатом.

Artefact.jpg

В Астане на основе технологии смешанной реальности создан детский музей “Моя будущая профессия”. Вся экспозиция построена на технологии дополненной реальности разного уровня вовлеченности и сложности. Например, дети, надев шлем со смартфоном , могут наглядно и безопасно познакомиться с профессией нефтянника и машиниста поезда. А с помощью джойстика — направлять виртуальную тяжелую технику.

“Подобного музея, который можно было бы полностью пройти в шлеме дополненной реальности, нет нигде в мире, — говорит арт-директор проекта Денис Тимохин. — Чтобы дети смогли отдохнуть, мы добавили интерактивные площадки, для которых не нужен шлем: перед экранами дети танцуют, машут руками”

Ожившие учебники

Технологию дополненной реальности подхватили создатели приложений для учебников. С помощью них оживают иллюстрации в учебнике физики — например, наглядно показывают законы механики. Существует приложение для учебника физики «Физика. 7 класс» издательства «Просвещение». А химические реакции становятся абсолютно безопасны — колбы, реактивы и даже огонь — на экране телефона. Например, приложение “Занимательная физика AR” даже не требует учебника — все материалы можно скачать и напечатать.

14728_32357_2aa0cea5_4M0esbjK.jpg

Изучению иностранного языка технологии тоже способствуют. Приложения помогают правильно заучить произношение новых слов и в целом подогреть интерес ребенка к занятиям.

"Сын (3,5 года) и так очень любит книги, но такого восторга не ожидали. Сам он пока приложением пользоваться не может, поэтому учим английский всей семьей! Сын сразу начал повторять за голосом название животных, хотя ему даже не объясняли что это дельфин или аллигатор. Он сам это понял. Хорошее произношение, игровая форма для изучения языка, что нужно еще ребенку для обучения!", делится своим впечатлением о приложении Toy Stories: English For Kids Маргарита Колесникова.

Источник: robotoved.ru