Меню
Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации. Это закреплено в нормативно-правовых документах федерального, регионального и локального уровня. При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше исследование направленно на их выявление и систематизацию.

В нашем исследовании намеренно используется термин «трудности», хотя в литературе встречаются и другие термины: «проблемы»», «барьеры», «риски». Несмотря на их смысловую близость различие кроется в масштабности и уровне реализации образовательной инклюзии. Считаем, что наиболее корректно говорить о трудностях относительно конкретной образовательной организации, а о проблемах, барьерах, рисках — относительно инклюзивного образования в целом.

Изучение опыта инклюзивного дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области) позволило выявить 34 типичных трудностей.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет, что в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида отсутствуют учителя-дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств для коррекционных занятий, не подготовлена методическая база в виде специальных развивающих программ.

Несовершенство методической базы отмечено и в статье И. С. Маклачковой «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ» [5]. Кроме того в ней подчеркивается несовершенство нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ, отсутствие финансирования, торможение межведомственного взаимодействия.

И. П. Степанишина в статье «Проблемы инклюзивного образования в детском саду» [7] кроме уже вышеуказанных трудностей указывает и неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы.

Для систематизации выявленных трудностей мы обратились к нормативно-правовым документам, регулирующим практику инклюзивного образования в РФ [1; 2; 3; 4]. В итоге определили девять групп трудностей, с которыми может столкнуться коллектив инклюзивной дошкольной образовательной организации.

1. Нормативно-правовое трудности
− необходимость уточнения понятийного аппарата;
− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей;
− невозможность получения персональных данных физических лиц из иных органов власти и организаций без согласия на это субъекта персональных данных.

2. Финансовые трудности
− отсутствие дополнительного финансирования, позволяющего привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение;
− недостаточность заработной платы молодых специалистов и опытных сотрудников, что не позволяет компенсировать их физические и эмоциональные затраты.

3. Психолого-педагогические трудности
− психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ;
− психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;
− психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
− психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;
− трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально развивающихся детей;
− сокрытие родителями от администрации детских садов наличия инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в детском саду или общественных проявлений к особому ребенку.

4. Кадровые трудности
− нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов);
− отсутствие ставок тьюторов, техника по обслуживанию специального оборудования и т. п.;
− отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;
− недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы;
− затруднения педагогов в навыке дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения;
− несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

5. Материально-технические трудности
− отсутствие специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий;
− нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

6. Трудности организация развивающей предметно-пространственной среды
− неадаптированность архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений;
− необорудованность кабинета лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами;
− недоступность культурно-досуговых учреждений;
− отсутствие развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых и т. д.).

7. Методические трудности
− необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;
− отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.

8.Организационные трудности
− отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;
− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы;
− отсутствие или формальная работа внутренних консилиумов;
− сокращение коррекционных групп в ДОО;
− неактивное психолого-педагогическое сопровождении детей;
− отсутствие объективной и полной диагностики психического развития ребенка в детских поликлиниках.

9. Информационные трудности
− отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;
− неразработанность системы специального просвещения и обучения родителей.

Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось слишком стремительным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения. Администрация и педагогические коллективы образовательных организаций нуждаются в их своевременном выявлении, осмыслении и решении. Нами разработан и сейчас проходит апробацию на базе дошкольных образовательных организаций Калининграда диагностический инструментарий, позволяющий определить трудности реализации инклюзивного подхода и оценку их значимости для разных субъектов дошкольного образования.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 19.04.2017).

3. Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08–10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).

4. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).

5. Маклачкова И. С. Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru. — Социальная сеть работников образования. — (Дата обращения: 20.04.2017).

6. Поздеева В. И. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ippk.arkh-edu.ru. — Архангельский областной институт открытого образования. — (Дата обращения: 19.04.2017).

7. Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском саду. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.detsadclub.ru. — детсадклуб.ру. — (Дата обращения: 19.04.2017).


Старовойт Н. В., Антонова О. В. Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 450-452