Робототехника в начальной школе
Занятия по одной из самых перспективных дисциплин вызывают интерес не только к разработке и постройке различных деталей, но и формировать важнейшие для дальнейшей жизни умения.
Робототехника в начальной школе:
— учит ручному труду;
— развивает наглядное и абстрактное мышление;
— позволяет узнать об особенностях работы различных сложных элементов.
В процессе образовательной деятельности дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперименты и расширяют словарный запас.
Примерно с 2008 года в России начался эксперимент в сфере образования. Новый предмет в школах стал преподаваться учителями информатики. Занятия были необязательными, но каждый педагог должен был пройти специальные курсы. На них оказались и учителя начальной школы, преподаватели технологии. К 2018 году дисциплина осталась в качестве кружка для детей младшего школьного возраста. Однако учащиеся с 5 класса технико-математических классов отдельных образовательных учреждений проходят предмет наряду с остальными.
Особенности робототехники для начальных классов
Многие учителя говорят о том, что робототехнику для начальных классов стоит вводить не раньше второго года обучения. Обусловлено это тем, что в первом классе много времени уходит на адаптацию к новой роли и социальному окружению. Много внимания уделяется и подготовке детей, учителя стараются сильно не нагружать их.
Однако уже со второго класса можно начинать вовлекать учеников в сферы, связанные с инженерными технологиями. Самый легкий путь для этого – начальная робототехника. Она в форме игры знакомит детей с наукой, является эффективным инструментом для освоения важных областей науки, конструирования и математики.
Робототехника для начальных классов предполагает применение специальных конструкторов. Их можно подобрать по возрасту и интересам школьника. Практически все они имеют преимущества:
— большое разнообразие деталей;
— свобода в выборе темы;
— безопасность при правильном использовании;
— долговечность.
Как проходят уроки робототехники в начальной школе?
Уроки робототехники в начальной школе проходят по разным схемам. Иногда элементы включаются в иные дисциплины. Это позволяет разнообразить учебу, применять групповые методы работы, решать задачи на практике. Программирование робота может помочь, например, увидеть математические законы с другой стороны, узнать больше об окружающем мире, познакомиться с информатикой не только на страницах рабочих тетрадей и учебников.
Специальные конструкторы активно применяются для проведения демонстрационных опытов по физике, химии, биологии и прочим дисциплинам. Однако по сей день в школах есть проблемы:
— на урок робототехники в начальной школе нужно выделить время;
— не каждое образовательное учреждение может позволить приобрести необходимые комплекты для внедрения дисциплины в учебную программу;
— многие родители еще не до конца осознали необходимость изучения дисциплины.
Образовательная робототехника заставляет детей мыслить творчески анализировать ситуацию, уметь применить критическое мышление для решения ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни.
Особенности робототехники во 2 классе
Робототехника во 2 классе проходит в нескольких формах:
— беседа;
— игра;
— создание робота по образцу;
— творческое моделирование.
В процессе работы дети обучаются использовать специальное оборудование, самостоятельно по инструкции выполнять простые действия с конструкторами. Специалисты отмечают: для достижения поставленных целей можно посещать и кружки робототехники. Сегодня их существует большое количество.
Робототехника во 2 классе развивает алгоритмическое мышление, способность четко излагать свои мысли, умение работать в команде. Для второклассников обычно актуальны самые простые наборы Лего. Обычно они еще не оснащаются дополнительными датчиками и сенсорами. Для реализации программ часто применяются наборы-лаборатории серии Образование «Конструирование первых роботов». Они же применяются для третьеклассников.
Робототехника в 4 классе
Если до четвертого класса занятия проходят с элементами игры, то по мере взросления ребенка и появления у него первого опыта создания робота задачи усложняется. Происходит обучение основам 3D-моделирования, овладение геометрическими построениями, использование специальных терминов для описания предметов, окружающих ребенка.
Робототехника в 4 классе состоит из трех частей:
- Введение. Предполагает изучение техники безопасной работы при эксплуатации наборов, понимание особенностей работы электрических деталей.
- Конструирование конкретных мини-роботов. Обучающиеся дети создают и программируют интересные модели, например, гоночные автомобили, космические корабли и шаттлы.
- Индивидуальные проекты. На этом этапе дети уже разрабатывают собственные модели в парах и группах. С ними они могут принимать участие в различных выставках, соревнованиях. На этом этапе происходит закрепление ранее полученных знаний.
Обычно ученики, которые изучали робототехнику до 4 класса, продолжают ей заниматься и в средней школе. Полученные навыки могут быть применены в изучении естественно-научных и математических дисциплин.
Робототехника в 5-6 классе усложняется. Это касается всех уровней и направлений. Используются более сложные языки программирования. С этого возраста доступны уже конструкторы Mindstorms NXT. Их же применяют и в старшей школе, когда происходит более глубокое погружение в тему и повышение уровня сложности. Одним из вариантов применение полученных знаний в будущем – возможность работать со станками с ЧПУ, на предприятиях в производственной сфере.
Программы робототехники в 5-6 классе построены таким образом, чтобы заинтересовать любого ребенка. Основные технические законы и понятия становятся на уроках более понятными. Считается, что такой подход сможет привести к появлению технических специалистов высокого уровня в будущем.
Источник: robotomir.ru